Ц е л и :
1. Воспитывающая: способствовать пробуждению в детях стремления к постижению сути явления, слова, что в свою очередь ведет к повышению общей культуры человека.
2. Развивающая: способствовать развитию у учащихся образного воображения, а также искусства мышления, самостоятельности этого мышления.
3. Обучающая: познакомить с некоторыми особенностями поэзии и прозы (сказки, легенды) Н.К. Рериха. Продолжить работу по формированию у учащихся вдумчивого отношения к слову.
УЧИТЕЛЬ:
В творческом наследии художника Н.К. Рериха словесное художество (поэзия, проза) занимают особое место. Сам Н.К. Рерих считал, что именно в СТИХАХ находится ключ к сокровенному пониманию его пути. М. Горький определял стихи Рериха величественным словом "ПИСЬМЕНА". Это выразительное слово сразу высвечивает ХАРАКТЕРНУЮ ОСОБЕННОСТЬ поэзии Рериха: письмена не рядовые начертательные знаки, которые могут мигом уложиться в сознании человека. Нет, над письменами надо сидеть, надо думать. их надо, может быть, расшифровывать. "БЕРЕГЛИ ПИСЬМЕНА МУДРЫЕ ТАЙНЫ",- сказано в одном из стихотворений Н. К. Рериха, а мудрые тайны с наскоку не даются. Понимание Рерихом сокровенной значимости легенды не лишь эмоция, не только интуиция, оно базируется на опыте, наблюдениях, на глубоком изучении исторического материала. " Самые серьезные ученые,- говорил художник,- пришли к заключению, что сказка есть СКАЗАНИЕ. А СКАЗАНИЕ есть ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ, который нужно разглядеть в дымке веков" ("Держава света"). Отсюда та проблема, с которой мы сталкиваемся при чтении легенд : читая легенду (сказку), мы усваиваем лишь внешнее начертание образов, не пытаясь проникнуть в первозданность смысла их, забывая, что ЯЗЫК ЛЕГЕНД - ЭТО ЯЗЫК ДРЕВНИХ СИМВОЛОВ. Этот язык нами утрачен, и его необходимо восстановить. И, наконец, последнее. Н. К. Рерих писал: "Знание преображается в легенде. Сколько забытых истин скрыто в древних символах. Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно" ("Держава света"). И вот сегодня мы с вами и попытаемся разобраться в тех древних символах, которые пришли к нам из веков минувших и принесли из далекого прошлого те истины, которые не могут умереть, ибо они ВЕЧНЫ. ВОТ мы с вами и попытаемся выявить эти истины, внимательно вчитываясь в текст произведений и... расшифровывая символы.
М а т е р и а л д л я р а б о т ы:
"Великий ключарь","Страхи", "Стражи у врат", "Не открою", " Жезл".
САМАЯ СИЛЬНАЯ ГРУППА получает все тексты. Знкомится с ними. Вырабатывает свое представление о сути данных произведений. Внимательно выслушивает выступления учащихся и, исходя из темы урока, философской концепции Н. К. Рериха, подводит итоги всему сказанному, выбирая для этого определенную логику (аргументирует).
1. Прослушивается выразительное чтение сказки.
2. Дается анализ сказки, сделанный представителями группы.
3. Дополнительные вопросы учителя (если данные моменты не будут высвечены):
- Чем эта сказка-притча отличается от библейского видения (традиционного) АДА - РАЯ?
- КАК РАЗВИВАЕТСЯ МЫСЛЬ В ДАННОМ тексте?
А) Логика ВЫЯВЛЕНИЯ: определить, где тезис (т.е. основное, что нужно услышать) . . . "ГРЕШНЫЕ" ( т. е. т е м н ы е ) души от ЗЕМЛИ ХОТЕЛИ ПОДНЯТЬСЯ"
Б) Аргументация:
- В чем проявляется их темнота ? (СЛЕПЫЕ!), т.к. ворота СВЕТЛЫЕ, а они их НЕ ВИДЯТ.
- Какой еще образ появляется в данном стихотворении ? Как он связан с ОБРАЗОМ ДУШ ? (Образ ПУТИ).
- Каким представлен этот путь ? Почему ? ("ТЕМЕН", "ПУСТЫНЕН", "ХОЛОДЕН").
В) Найдите в тексте " второй показатель" темноты? (философское понятие)- НЕРАЗУМНОСТЬ.
- В чем она проявляется? ("заземленность")
- И , пожалуй, самое главное - КАК соотносятся два понятия "СВЕТОЧ" и "СВЕТ"?
Г) В каких словах стихотворения заключается ВЫВОД? (И летают вечно, и есть у них светочи " ).
- В ЧЕМ ЖЕ КЛЮЧ К ТАЙНЕ ЭТОЙ ПРИТЧИ ?
УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГ:
Сказка- видение на сюжет библейского мифа о рае , ключ от которого находится у апостола ПЕТРА. В отличие от привычных схем рая-ада Рерих дает утонченную трактовку вечных мучений грешников, как бы облегченный вариант поисков райских врат, которые не исключают перерождения души и вхождения в Светлый мир. Переход на этот путь определяет не погоня за лучом света, который можно увидеть, а тот внутренний свет, который открывает ступени самосовершенствования и духовной иерархии.
1. Каков основной образ- символ этого стихотворения? Как композиционно это подчеркивается ?
2. В чем суть ЖЕЗЛА - ОРЕХОВОЙ ВЕТКИ ? (По народным преданиям с помощью волшебной ореховой палочки люди разыскивали клады , но , что еще важнее - источники ушедшей под землю воды ).
3. О каких кладах и источниках идет речь в данном произведении? ( кладах Духа , источниках ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ ).
4. На сколько смысловых частей можно разделить данное стихотворение? Какие строчки являются пограничными? Объясните ПОЧЕМУ.
5. Слова какой части речи преобладают в первой части стихотворения? Почему? С каким понятием связаны лексические значения всех этих слов? (со СЛОВОМ, пришедшем из Прошлых веков)
- Можно ли сказать , что лексика данного стихотворения разнообразна? Почему? (ВЕЧНЫЙ ДИАЛОГ между поколениями - ГЛАВНОЕ условие сохранения ЖИЗНИ на Земле).
6. Какие слова, на ваш взгляд, выражают тревогу поэта о том , что этот диалог может прерваться? ("ЕЩЕ". "ПОМНИ" - многие стали все же забывать о том, что они " все же люди " ).
7. О чем идет речь во второй части стихотворения? В чем заключается долг старших по отношению к младшим? Как эта мысль реализуется на морфологическом уровне? (Обратите внимание на лексическое и грамматическое значение глаголов - наклонение, время. Почему автор использует глаголы именно в данной форме?)
И т о г:
Цепь человеческой жизни не прервется лишь при одном (непременном) условии: мудрость веков (лишь она способна вывести на путь, ведущий к постижению истины) должна передаваться от поколения к поколению. Она (мудрость) просто так в руки не дается - ее нужно постигать КАЖДОМУ человеку. Истина заключена в СЛОВЕ, идущем из ПРОШЛОГО , вложенном в уста СТАРШИХ. Молодой в первую очередь должен сам захотеть услышать то, что до него уже было постигнуто. Это начало. Далее - самостоятельный поиск существования этой ИСТИНЫ в реальной жизни. НО! Здесь также необходима помощь старших. Необходима встреча с тем, кто направит твой поиск по правильному пути и вооружит "орудием поиска " - ЖЕЗЛОМ. Без "орудия- помощника" найти клад Истины практически невозможно. Но! Опять НО! И здесь необходимо условие - добровольность, личное желание ЧЕЛОВЕКА. Необходимо обратить внимание и на то, что жезлом является ореховая веточка (дитя природы), т.е. помощь - подсказка всегда имеется в реальной жизни - она в Природе. Лишь через Природу возможно проникнуть в тайну веков - пробиться (добраться) до ИСТИНЫ.
1.Как вы думаете, какие два слова притчи являются ключевыми для понимания основной мысли произведения? ("НЕЛЬЗЯ" - " МОЖНО").
2. Каково их композиционное расположение (движение) в рамках данного текста? Обоснуйте логику этого движения.
3. С какими образасми-символами вы встречаетесь в данном произведении ? Что они обозначают ?
4. Какова же основная мысль сказки-притчи?
П р и б л и з и т е л ь н а я л о г и к а р а с с у ж д е н и я:
Притча о познании тайны запретов ("НЕЛЬЗЯ"), которыми стражи темных закрывают вход в царство СВЕТА. Только воля и глубокое устремление к истине помогают преодолеть угрожающие запреты и приблизиться к последним вратам, на которых начертано "МОЖНО", где стоит посланец ХОЗЯИНА - ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ.
В первой части стихотворения-сказки преобладает з а п р е т - "НЕЛЬЗЯ"! Очень важно отметить, ЧТО запрещается. Запрещается увидеть з н а к и, указывающие путь, дорогу к ИСТИНЕ- СВЕТУ! Для этого все погружено во тьму. Отсюда вытекает следующий запрет - СВЕТ зажигать тоже НЕЛЬЗЯ!
Очень интересная деталь - о ЗАПРЕЩАЮЩИХ не сказано ни слова! Кто они? Ответ на этот вопрос мы находим лишь в последних строках 1-ой части стихотворения - "СТРАЖИ СЕДЫЕ, ВИДЕВШИЕ, ЗНАВШИЕ!" (Это первый образ- символ). Если говорить о смысловой наполненности этих образов- символов, то необходимо обратить особое внимание на эпитеты- определения, характеризующие эти образы: "СЕДЫЕ" - значит СТАРЫЕ, много прожившие. И далее (очень важно!) "ВИДЕВШИЕ" и "ЗНАВШИЕ"... Что видевшие? Ответ однозначен - ЗНАКИ ИСТИНЫ. И "ЗНАВШИЕ", что эта ИСТИНА существует. Но роль этих стражей в том и заключается, чтобы не допустить других, жаждущих УВИДЕТЬ и УЗНАТЬ: тогда закончится их власть.
Далее появляется второй образ-символ - ОБРАЗ ХОЗЯИНА. В связи с появлением этого второго образа усиливается отрицательное наполнение образов СТРАЖЕЙ, ибо они оправдывали свое поведение тем, что им было запрещено пропускать идущих вперед, вверх - К СВЕТУ. Это ложь! Доказательством лживости их аргументвов являются следующие строки, в которых говорится, что ХОЗЯИН "дозволил" узнать и увидеть. В этой части стихотворения у идущих по ступеням восхождения еще нет полной уверенности в намерениях ХОЗЯИНА, отсюда появляется слово "НАВЕРНО".
Следующий образ-символ - это образ ПОСЛАНЦА. Именно он как бы подтверждает предположение идущих о разрешении движения вперед ("МОЖНО"). Но это слово еще не звучит в тексте произведения. Оно лишь подразумевается.
В следующей части идет намеренное нагнетение запретов ("НЕЛЬЗЯ").
И как итог звучат слова - "НЕЛЬЗЯ ВСЕ. НЕЛЬЗЯ ОБО ВСЕМ. НЕЛЬЗЯ КО ВСЕМУ!" Такова позиция СТРАЖЕЙ. НО "МОЖНО" уже прозвучало в душах идущих, именно поэтому они и шли все вперед и вперед, не слушаясь стражей. Преодолев определенное количество "НЕЛЬЗЯ", они обрели полную уверенность в том, что ХОЗЯИН-ТО В С Е разрешил. Именно поэтому на последних вратах - ЕГО вратах написано "МОЖНО"! И всегда было написано только "МОЖНО"! "НЕЛЬЗЯ" придумали те стражи (Служители тьмы), которые больше всего и боялись разрушение этой тьмы. Именно ее они так тщательно оберегали!
1. Кто являются героями стихотворения? Охарактеризуйте их.
2. С какими основными образами-символами вы встретились в этом стихотворении? Какие картины Н.К. Рериха можно считать подсказкой для расшифровки данного произведения?
3. Что же это за ЛАРЕЦ? Что в нем заключено?
4. Каким образом обращение к анализу морфологического " уровня" поэтического текста может помочь при расшифровке стихотворения? (Сколько здесь глаголов? Существительных? Почему столь неравное распределение между этими двумя частями речи? Почему именно ГЛАГОЛЫ занимают 1-ое место? К каким лексико-грам. разрядам относится большинство существительных? Почему?
П р и б л и з и т е л ь н ы й о т в е т:
Героями данного произведения являются два человека: первый - это тот, от чьего имени ведется рассказ (скрытый диалог), второй - приятель первому. Основной образ-символ данного стихотворения - ЛАРЕЦ. Картина Н.К.Рериха " СЖИГАНИЕ ТЬМЫ" является ключом к пониманию тайного смысла данного совсем небольшого по объему стихотворения. Именно в ЛАРЦЕ скапливается СВЕТ. МУДРОСТЬ. ЛЮБОВЬ, КРАСОТА. . . . Все то , что в совокупности и определяет такое понятие как ИСТИНА.
Наполнить СВОЙ ЛАРЕЦ может лишь Сам человек. Тот человек, который в течение всей своей жизни будет по крупицам-искоркам собирать все прекрасное, что есть в Жизни. Собирать и бережно скапливать в ЛАРЦЕ СВОЕЙ ДУШИ, В СЕРДЖЦЕ.
Другой (второй) усмехается. Для него этих высоких понятий просто не существует, да и никогда не существовало! Поэтому не случайны строки: "Ты ведь не знаешь, что у меня здесь сокрыто." И этот второй, видимо, никогда не хотел задумываться о ВЫСОКОМ, несмотря на то, что был в приятельских (значит блзиких) отношениях с первым героем ("ВЕДЬ БЕЗ ТЕБЯ Я НАКОПИЛ ЭТОТ ЛАРЕЦ"). Еще одной отрицательной чертой этого ВТОРОГО является его несерьезность, неглубокость в вопросах нравственности: он "БОЛТУН" и "ЛГУН". Видимо, именно поэтому Первый так бережно таит свои Сокровища, хотя ранее он готов был с ним поделиться ("ЛАРЕЦ Я Т Е П Е Р Ь НЕ ОТКРОЮ").
Теперь посмотрим, каким образом Н.К Рерих реализует эту мысль в тексте стихотворения. Подсчитаем, сколько в стихотворении глаголов, существительныйх , слов других частей речи (морфологический уровень анализа). Что же мы получим? В стихотворении используется 15 глаголов! Причем очень важно отметить, что: глаголов-сказуемых относятся к 1-му герою стихотворения и столько же (шесть) - ко второму, который, кстати, никак не назван. Для его обозначения используется личное местроимение 2-го лица. Это тоже не случайно: попутчиков может быть много, а вот соратников, сподвижников - еденицы. Итак, глаголы-сказуемые, характеризующие первого героя, употреблены в изъявительном наклонении прошедшего времени ("СОКРЫТО", "ЗАКРЫЛ" и т.д.), т.е. можно сделать вывод, что мы имеем дело с человеком действия, осознающим свои поступки, способным принимать решения и отвечать за результаты. Именно поэтому стихотворение начинается с обращения к собеседнику. Данное обращение выражено глаголом повелительного наклонения ("ОСТАВЬ"). А заканчивается - "НЕ ОТКРОЮ!", причем это слово вынесено в отдельную строку - это не случайно. Этим же словом названо само стихотворение. Отсюда можно сделать вывод о том, что это ОСНОВНОЕ (ГЛАВНОЕ) слово стихотворения. Именно оно поможет понять глубинный смысл стихотворения: накопленные в течение жизни ДУХОВНЫЕ БОГАТСТВА расточать на случайных попутчиков нет смысла, ибо Свет извне зажечь невозможно, если у самого человека отсутствует потребность зажечь этот свет изнутри. Интересно отметить определенную группировку глаголов - они распадаются на несколько пар: Первая пара - если "не знаешь" (САМ не постиг) , то - " на стороне расспросить не удастся ". Вторая - Если об этом ЛАРЦЕ "хочешь болтать" - "придется солгать". Первые глаголы в этих парах стоят в настоящем времени неслучайно: эти глаголы, определяя состояние человека сейчас ( в данный период ) одновременно предопределяют его последующее поведение , возможно, судьбу. Обращает на себя внимание и то, что в данном стихотворении полностью отсутствуют эпитеты-определения: Рериху необходимо было без излишней красивости ярко высветить основную мысль - СВОЙ ЛАРЕЦ СВЕТА возможно заполнить лишь САМОМУ обладателю данного ларца, насильно заставить его копить сокровиша Света невозможно.
И еще на один момент необходимо обратить внимание - свой Ларец необходимо бережно, тщательно хранить от служителей тьмы: слишком хрупкие ценности заключены в этом ларце! Очень много сил потрачено на то чтоб их накопить! Да этому, другому, они и не нужны. . .
1. В чем особенность композиции этой притчи-легенды С чего она начинается? (Пейзаж). Какова его роль? Определите "настроение" данного пейзажа. (Тревога). Какие детали пейзажа усиливают эту тревогу? ("старые", "тлеющие " кости, закатившееся солнце).
2. О чем идет речь во 2-ой части легенды? Кто действующие лица этой части? (Птицы). Какое основное чувство владеет всеми? (Страх).
3. Каково роль З-ей части в раскрытии основной мысли притчи? Какова эта мысль? Кто главное действующее лицо этой части?
УЧИТЕЛЬ (ИТОГ):
"Подумать о вечном" - вот ведущий мотив философских сказок и стихов Н.К.Рериха. "Подумать о вечном " - это значит найти те "чудесные древние камни истины", из которых только и можно сложить ступени в грядущее - в жизнь без конца. Вера в человека, утверждение доброго начала в людях - вот главный нравственный принцип художника. И совсем неслучайно этот урок мы проводим 15 апреля. Именно 15 апреля 1935 года был подписан ПАКТ МИРА (ПАКТ РЕРИХА). . . Не за горами был 1941 год - начало II Мировой войны . Подписание Пакта было символично: Н.К. Рерих понимал, что ХХ век - век-граница, когда люди разделились по признаку Света и Тьмы. Люди, устремленные мыслить и действовать во благо всего человечества, - Служители Света. Люди, действующие против и готовые приступить к разрушительным действиям, - служители Тьмы. Отсюда борьба за Культуру - это борьба за Свет, а значит за Жизнь. И эта борьба, на наш взгляд, не прекращается ни на миг и сейчас. Война идет и вне и внутри нас.
Н.К.Рерих писал: " Войны бывают всякие - и внешние и внутренние. И зримые и незримые. Которая война страшнее - это еще вопрос. Необходимо помнить, что война в духе более опасна, нежели война в поле. Духовное убийство еще более опасно и преступно, нежели физическое" ("Держава Света"). И обращение к искусству Н.К. Рериха, бережное прочтение его поэтических и прозаических текстов, на наш взгляд , дает ту силу, которая поможет тебе выстоять и победить в этом духовном сражении.