Рекомендую сайт про Bond No.9.
-НИНА КОНСТАНТИНОВА-



"ИЗ ДРЕВНИХ ЧУДЕСНЫХ КАМНЕЙ
СЛОЖИТЕ СТУПЕНИ ГРЯДУЩЕГО"
Н. К. РЕРИХ.


(РОЛЬ ЛЕГЕНДЫ, СКАЗКИ-ПРИТЧИ, ПРЕДАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА)







      Ц е л и :
      1. Воспитывающая: способствовать пробуждению в детях стремления к постижению сути явления, слова, что в свою очередь ведет к повышению общей культуры человека.
      2. Развивающая: способствовать развитию у учащихся образного воображения, а также искусства мышления, самостоятельности этого мышления.
      3. Обучающая: познакомить с некоторыми особенностями поэзии и прозы (сказки, легенды) Н.К. Рериха. Продолжить работу по формированию у учащихся вдумчивого отношения к слову.




...Берегли письмена мудрые тайны.
...Сказка, предание сделались жизнью.

                    Н.К. Рерих.


Х О Д     У Р О К А:



      УЧИТЕЛЬ:
      В творческом наследии художника Н.К. Рериха словесное художество (поэзия, проза) занимают особое место. Сам Н.К. Рерих считал, что именно в СТИХАХ находится ключ к сокровенному пониманию его пути. М. Горький определял стихи Рериха величественным словом "ПИСЬМЕНА". Это выразительное слово сразу высвечивает ХАРАКТЕРНУЮ ОСОБЕННОСТЬ поэзии Рериха: письмена не рядовые начертательные знаки, которые могут мигом уложиться в сознании человека. Нет, над письменами надо сидеть, надо думать. их надо, может быть, расшифровывать. "БЕРЕГЛИ ПИСЬМЕНА МУДРЫЕ ТАЙНЫ",- сказано в одном из стихотворений Н. К. Рериха, а мудрые тайны с наскоку не даются. Понимание Рерихом сокровенной значимости легенды не лишь эмоция, не только интуиция, оно базируется на опыте, наблюдениях, на глубоком изучении исторического материала. " Самые серьезные ученые,- говорил художник,- пришли к заключению, что сказка есть СКАЗАНИЕ. А СКАЗАНИЕ есть ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ, который нужно разглядеть в дымке веков" ("Держава света"). Отсюда та проблема, с которой мы сталкиваемся при чтении легенд : читая легенду (сказку), мы усваиваем лишь внешнее начертание образов, не пытаясь проникнуть в первозданность смысла их, забывая, что ЯЗЫК ЛЕГЕНД - ЭТО ЯЗЫК ДРЕВНИХ СИМВОЛОВ. Этот язык нами утрачен, и его необходимо восстановить. И, наконец, последнее. Н. К. Рерих писал: "Знание преображается в легенде. Сколько забытых истин скрыто в древних символах. Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно" ("Держава света"). И вот сегодня мы с вами и попытаемся разобраться в тех древних символах, которые пришли к нам из веков минувших и принесли из далекого прошлого те истины, которые не могут умереть, ибо они ВЕЧНЫ. ВОТ мы с вами и попытаемся выявить эти истины, внимательно вчитываясь в текст произведений и... расшифровывая символы.


2-ая     ч а с т ь     у р о к а
(работа по группам).

      Каждой группе выдается одно стихотворение или сказка-легенда, пртча. Группа должна выполнить следующие задания:
      1. Выразительно прочитать текст.
      2. Проследить " за самой мыслью и способом построения ее" в данном тексте:
      - КАК сказано,
      - КАК сделано,
      - КАК помыслено.


      М а т е р и а л     д л я     р а б о т ы:
      "Великий ключарь","Страхи", "Стражи у врат", "Не открою", " Жезл".
      САМАЯ СИЛЬНАЯ ГРУППА получает все тексты. Знкомится с ними. Вырабатывает свое представление о сути данных произведений. Внимательно выслушивает выступления учащихся и, исходя из темы урока, философской концепции Н. К. Рериха, подводит итоги всему сказанному, выбирая для этого определенную логику (аргументирует).




      Р а б о т а     н а д     т е к с т а м и:


      С к а з к а " ВЕЛИКИЙ КЛЮЧАРЬ".


      1. Прослушивается выразительное чтение сказки.
      2. Дается анализ сказки, сделанный представителями группы.
      3. Дополнительные вопросы учителя (если данные моменты не будут высвечены):
      - Чем эта сказка-притча отличается от библейского видения (традиционного) АДА - РАЯ?
      - КАК РАЗВИВАЕТСЯ МЫСЛЬ В ДАННОМ тексте?
      А) Логика ВЫЯВЛЕНИЯ: определить, где тезис (т.е. основное, что нужно услышать) . . . "ГРЕШНЫЕ" ( т. е. т е м н ы е ) души от ЗЕМЛИ ХОТЕЛИ ПОДНЯТЬСЯ"
      Б) Аргументация:
      - В чем проявляется их темнота ? (СЛЕПЫЕ!), т.к. ворота СВЕТЛЫЕ, а они их НЕ ВИДЯТ.
      - Какой еще образ появляется в данном стихотворении ? Как он связан с ОБРАЗОМ ДУШ ? (Образ ПУТИ).
      - Каким представлен этот путь ? Почему ? ("ТЕМЕН", "ПУСТЫНЕН", "ХОЛОДЕН").
      В) Найдите в тексте " второй показатель" темноты? (философское понятие)- НЕРАЗУМНОСТЬ.
      - В чем она проявляется? ("заземленность")
      - И , пожалуй, самое главное - КАК соотносятся два понятия "СВЕТОЧ" и "СВЕТ"?
      Г) В каких словах стихотворения заключается ВЫВОД? (И летают вечно, и есть у них светочи " ).
      - В ЧЕМ ЖЕ КЛЮЧ К ТАЙНЕ ЭТОЙ ПРИТЧИ ?

      УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГ:
      Сказка- видение на сюжет библейского мифа о рае , ключ от которого находится у апостола ПЕТРА. В отличие от привычных схем рая-ада Рерих дает утонченную трактовку вечных мучений грешников, как бы облегченный вариант поисков райских врат, которые не исключают перерождения души и вхождения в Светлый мир. Переход на этот путь определяет не погоня за лучом света, который можно увидеть, а тот внутренний свет, который открывает ступени самосовершенствования и духовной иерархии.




      " Ж Е З Л ".


      1. Каков основной образ- символ этого стихотворения? Как композиционно это подчеркивается ?
      2. В чем суть ЖЕЗЛА - ОРЕХОВОЙ ВЕТКИ ? (По народным преданиям с помощью волшебной ореховой палочки люди разыскивали клады , но , что еще важнее - источники ушедшей под землю воды ).
      3. О каких кладах и источниках идет речь в данном произведении? ( кладах Духа , источниках ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ ).
      4. На сколько смысловых частей можно разделить данное стихотворение? Какие строчки являются пограничными? Объясните ПОЧЕМУ.
      5. Слова какой части речи преобладают в первой части стихотворения? Почему? С каким понятием связаны лексические значения всех этих слов? (со СЛОВОМ, пришедшем из Прошлых веков)
      - Можно ли сказать , что лексика данного стихотворения разнообразна? Почему? (ВЕЧНЫЙ ДИАЛОГ между поколениями - ГЛАВНОЕ условие сохранения ЖИЗНИ на Земле).
      6. Какие слова, на ваш взгляд, выражают тревогу поэта о том , что этот диалог может прерваться? ("ЕЩЕ". "ПОМНИ" - многие стали все же забывать о том, что они " все же люди " ).
      7. О чем идет речь во второй части стихотворения? В чем заключается долг старших по отношению к младшим? Как эта мысль реализуется на морфологическом уровне? (Обратите внимание на лексическое и грамматическое значение глаголов - наклонение, время. Почему автор использует глаголы именно в данной форме?)
      И т о г:
      Цепь человеческой жизни не прервется лишь при одном (непременном) условии: мудрость веков (лишь она способна вывести на путь, ведущий к постижению истины) должна передаваться от поколения к поколению. Она (мудрость) просто так в руки не дается - ее нужно постигать КАЖДОМУ человеку. Истина заключена в СЛОВЕ, идущем из ПРОШЛОГО , вложенном в уста СТАРШИХ. Молодой в первую очередь должен сам захотеть услышать то, что до него уже было постигнуто. Это начало. Далее - самостоятельный поиск существования этой ИСТИНЫ в реальной жизни. НО! Здесь также необходима помощь старших. Необходима встреча с тем, кто направит твой поиск по правильному пути и вооружит "орудием поиска " - ЖЕЗЛОМ. Без "орудия- помощника" найти клад Истины практически невозможно. Но! Опять НО! И здесь необходимо условие - добровольность, личное желание ЧЕЛОВЕКА. Необходимо обратить внимание и на то, что жезлом является ореховая веточка (дитя природы), т.е. помощь - подсказка всегда имеется в реальной жизни - она в Природе. Лишь через Природу возможно проникнуть в тайну веков - пробиться (добраться) до ИСТИНЫ.




      "С Т Р А Ж А     У     В Р А Т"

      1.Как вы думаете, какие два слова притчи являются ключевыми для понимания основной мысли произведения? ("НЕЛЬЗЯ" - " МОЖНО").
      2. Каково их композиционное расположение (движение) в рамках данного текста? Обоснуйте логику этого движения.
      3. С какими образасми-символами вы встречаетесь в данном произведении ? Что они обозначают ?
      4. Какова же основная мысль сказки-притчи?
      П р и б л и з и т е л ь н а я     л о г и к а     р а с с у ж д е н и я:
      Притча о познании тайны запретов ("НЕЛЬЗЯ"), которыми стражи темных закрывают вход в царство СВЕТА. Только воля и глубокое устремление к истине помогают преодолеть угрожающие запреты и приблизиться к последним вратам, на которых начертано "МОЖНО", где стоит посланец ХОЗЯИНА - ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ.
      В первой части стихотворения-сказки преобладает з а п р е т - "НЕЛЬЗЯ"! Очень важно отметить, ЧТО запрещается. Запрещается увидеть з н а к и, указывающие путь, дорогу к ИСТИНЕ- СВЕТУ! Для этого все погружено во тьму. Отсюда вытекает следующий запрет - СВЕТ зажигать тоже НЕЛЬЗЯ!
      Очень интересная деталь - о ЗАПРЕЩАЮЩИХ не сказано ни слова! Кто они? Ответ на этот вопрос мы находим лишь в последних строках 1-ой части стихотворения - "СТРАЖИ СЕДЫЕ, ВИДЕВШИЕ, ЗНАВШИЕ!" (Это первый образ- символ). Если говорить о смысловой наполненности этих образов- символов, то необходимо обратить особое внимание на эпитеты- определения, характеризующие эти образы: "СЕДЫЕ" - значит СТАРЫЕ, много прожившие. И далее (очень важно!) "ВИДЕВШИЕ" и "ЗНАВШИЕ"... Что видевшие? Ответ однозначен - ЗНАКИ ИСТИНЫ. И "ЗНАВШИЕ", что эта ИСТИНА существует. Но роль этих стражей в том и заключается, чтобы не допустить других, жаждущих УВИДЕТЬ и УЗНАТЬ: тогда закончится их власть.
      Далее появляется второй образ-символ - ОБРАЗ ХОЗЯИНА. В связи с появлением этого второго образа усиливается отрицательное наполнение образов СТРАЖЕЙ, ибо они оправдывали свое поведение тем, что им было запрещено пропускать идущих вперед, вверх - К СВЕТУ. Это ложь! Доказательством лживости их аргументвов являются следующие строки, в которых говорится, что ХОЗЯИН "дозволил" узнать и увидеть. В этой части стихотворения у идущих по ступеням восхождения еще нет полной уверенности в намерениях ХОЗЯИНА, отсюда появляется слово "НАВЕРНО".
      Следующий образ-символ - это образ ПОСЛАНЦА. Именно он как бы подтверждает предположение идущих о разрешении движения вперед ("МОЖНО"). Но это слово еще не звучит в тексте произведения. Оно лишь подразумевается.
      В следующей части идет намеренное нагнетение запретов ("НЕЛЬЗЯ").
      И как итог звучат слова - "НЕЛЬЗЯ ВСЕ. НЕЛЬЗЯ ОБО ВСЕМ. НЕЛЬЗЯ КО ВСЕМУ!" Такова позиция СТРАЖЕЙ. НО "МОЖНО" уже прозвучало в душах идущих, именно поэтому они и шли все вперед и вперед, не слушаясь стражей. Преодолев определенное количество "НЕЛЬЗЯ", они обрели полную уверенность в том, что ХОЗЯИН-ТО     В С Е     разрешил. Именно поэтому на последних вратах - ЕГО вратах написано "МОЖНО"! И всегда было написано только "МОЖНО"! "НЕЛЬЗЯ" придумали те стражи (Служители тьмы), которые больше всего и боялись разрушение этой тьмы. Именно ее они так тщательно оберегали!


      "НЕ ОТКРОЮ" ( Сб. "ЦВЕТЫ МОРИИ")


      1. Кто являются героями стихотворения? Охарактеризуйте их.
      2. С какими основными образами-символами вы встретились в этом стихотворении? Какие картины Н.К. Рериха можно считать подсказкой для расшифровки данного произведения?
      3. Что же это за ЛАРЕЦ? Что в нем заключено?
      4. Каким образом обращение к анализу морфологического " уровня" поэтического текста может помочь при расшифровке стихотворения? (Сколько здесь глаголов? Существительных? Почему столь неравное распределение между этими двумя частями речи? Почему именно ГЛАГОЛЫ занимают 1-ое место? К каким лексико-грам. разрядам относится большинство существительных? Почему?
      П р и б л и з и т е л ь н ы й     о т в е т:
      Героями данного произведения являются два человека: первый - это тот, от чьего имени ведется рассказ (скрытый диалог), второй - приятель первому. Основной образ-символ данного стихотворения - ЛАРЕЦ. Картина Н.К.Рериха " СЖИГАНИЕ ТЬМЫ" является ключом к пониманию тайного смысла данного совсем небольшого по объему стихотворения. Именно в ЛАРЦЕ скапливается СВЕТ. МУДРОСТЬ. ЛЮБОВЬ, КРАСОТА. . . . Все то , что в совокупности и определяет такое понятие как ИСТИНА.
      Наполнить СВОЙ ЛАРЕЦ может лишь Сам человек. Тот человек, который в течение всей своей жизни будет по крупицам-искоркам собирать все прекрасное, что есть в Жизни. Собирать и бережно скапливать в ЛАРЦЕ СВОЕЙ ДУШИ, В СЕРДЖЦЕ.
      Другой (второй) усмехается. Для него этих высоких понятий просто не существует, да и никогда не существовало! Поэтому не случайны строки: "Ты ведь не знаешь, что у меня здесь сокрыто." И этот второй, видимо, никогда не хотел задумываться о ВЫСОКОМ, несмотря на то, что был в приятельских (значит блзиких) отношениях с первым героем ("ВЕДЬ БЕЗ ТЕБЯ Я НАКОПИЛ ЭТОТ ЛАРЕЦ"). Еще одной отрицательной чертой этого ВТОРОГО является его несерьезность, неглубокость в вопросах нравственности: он "БОЛТУН" и "ЛГУН". Видимо, именно поэтому Первый так бережно таит свои Сокровища, хотя ранее он готов был с ним поделиться ("ЛАРЕЦ Я     Т Е П Е Р Ь     НЕ ОТКРОЮ").
      Теперь посмотрим, каким образом Н.К Рерих реализует эту мысль в тексте стихотворения. Подсчитаем, сколько в стихотворении глаголов, существительныйх , слов других частей речи (морфологический уровень анализа). Что же мы получим? В стихотворении используется 15 глаголов! Причем очень важно отметить, что: глаголов-сказуемых относятся к 1-му герою стихотворения и столько же (шесть) - ко второму, который, кстати, никак не назван. Для его обозначения используется личное местроимение 2-го лица. Это тоже не случайно: попутчиков может быть много, а вот соратников, сподвижников - еденицы. Итак, глаголы-сказуемые, характеризующие первого героя, употреблены в изъявительном наклонении прошедшего времени ("СОКРЫТО", "ЗАКРЫЛ" и т.д.), т.е. можно сделать вывод, что мы имеем дело с человеком действия, осознающим свои поступки, способным принимать решения и отвечать за результаты. Именно поэтому стихотворение начинается с обращения к собеседнику. Данное обращение выражено глаголом повелительного наклонения ("ОСТАВЬ"). А заканчивается - "НЕ ОТКРОЮ!", причем это слово вынесено в отдельную строку - это не случайно. Этим же словом названо само стихотворение. Отсюда можно сделать вывод о том, что это ОСНОВНОЕ (ГЛАВНОЕ) слово стихотворения. Именно оно поможет понять глубинный смысл стихотворения: накопленные в течение жизни ДУХОВНЫЕ БОГАТСТВА расточать на случайных попутчиков нет смысла, ибо Свет извне зажечь невозможно, если у самого человека отсутствует потребность зажечь этот свет изнутри. Интересно отметить определенную группировку глаголов - они распадаются на несколько пар: Первая пара - если "не знаешь" (САМ не постиг) , то - " на стороне расспросить не удастся ". Вторая - Если об этом ЛАРЦЕ "хочешь болтать" - "придется солгать". Первые глаголы в этих парах стоят в настоящем времени неслучайно: эти глаголы, определяя состояние человека сейчас ( в данный период ) одновременно предопределяют его последующее поведение , возможно, судьбу. Обращает на себя внимание и то, что в данном стихотворении полностью отсутствуют эпитеты-определения: Рериху необходимо было без излишней красивости ярко высветить основную мысль - СВОЙ ЛАРЕЦ СВЕТА возможно заполнить лишь САМОМУ обладателю данного ларца, насильно заставить его копить сокровиша Света невозможно.
      И еще на один момент необходимо обратить внимание - свой Ларец необходимо бережно, тщательно хранить от служителей тьмы: слишком хрупкие ценности заключены в этом ларце! Очень много сил потрачено на то чтоб их накопить! Да этому, другому, они и не нужны. . .



      "С Т Р А Х И"


      1. В чем особенность композиции этой притчи-легенды С чего она начинается? (Пейзаж). Какова его роль? Определите "настроение" данного пейзажа. (Тревога). Какие детали пейзажа усиливают эту тревогу? ("старые", "тлеющие " кости, закатившееся солнце).
      2. О чем идет речь во 2-ой части легенды? Кто действующие лица этой части? (Птицы). Какое основное чувство владеет всеми? (Страх).
      3. Каково роль З-ей части в раскрытии основной мысли притчи? Какова эта мысль? Кто главное действующее лицо этой части?
      УЧИТЕЛЬ (ИТОГ):
      "Подумать о вечном" - вот ведущий мотив философских сказок и стихов Н.К.Рериха. "Подумать о вечном " - это значит найти те "чудесные древние камни истины", из которых только и можно сложить ступени в грядущее - в жизнь без конца. Вера в человека, утверждение доброго начала в людях - вот главный нравственный принцип художника. И совсем неслучайно этот урок мы проводим 15 апреля. Именно 15 апреля 1935 года был подписан ПАКТ МИРА (ПАКТ РЕРИХА). . . Не за горами был 1941 год - начало II Мировой войны . Подписание Пакта было символично: Н.К. Рерих понимал, что ХХ век - век-граница, когда люди разделились по признаку Света и Тьмы. Люди, устремленные мыслить и действовать во благо всего человечества, - Служители Света. Люди, действующие против и готовые приступить к разрушительным действиям, - служители Тьмы. Отсюда борьба за Культуру - это борьба за Свет, а значит за Жизнь. И эта борьба, на наш взгляд, не прекращается ни на миг и сейчас. Война идет и вне и внутри нас.
      Н.К.Рерих писал: " Войны бывают всякие - и внешние и внутренние. И зримые и незримые. Которая война страшнее - это еще вопрос. Необходимо помнить, что война в духе более опасна, нежели война в поле. Духовное убийство еще более опасно и преступно, нежели физическое" ("Держава Света"). И обращение к искусству Н.К. Рериха, бережное прочтение его поэтических и прозаических текстов, на наш взгляд , дает ту силу, которая поможет тебе выстоять и победить в этом духовном сражении.




      И с п о л ь з у е м а я л и т е р а т у р а :
      1. Н.К. Рерих. Сказки, Л,, 1992г.
      2. Н.К. РЕРИХ. Цветы Мории, Рига, "Виеда", 1992г.
      3. Н.К.Рерих. Сб.ст. , М., "Изоб. ис-во", 1978г.
      4. Л.Н. Шапошникова. М.,МЦР, 1999 г.
      5. Г. Гунн . Очарованная Русь., М., " Ис-во", 1990г.




Константинова Н.Ю.
      Школа-интернат 1 с лицейскими классами
      г. Владимир






 

* Эта страничка размещена на сайте Игоря Якушко. Подробности ниже:

[Главная страница]  [Об авторе этой страницы]  [Литературная коллекция] 
[Библиотечка]  [Проза]  [Стихи]  [Об авторе сайта]  [Новости]  [Гостевая книга]