Деревянные окна смотри здесь.  |  Коррекция фигуры и веса при помощи карбокситерапии: удаление растяжек, лишнего жира, подтяжка кожи.
-БЕНЕДИКТ СПИНОЗА-



ПРИЛОЖЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ СИЛЫ


Перевод с латинского.


(цитаты)





 



* * *


      Наконец, мы привыкли все, что познаем, рисовать в нашем воображении в виде картин, откуда и происходит то, что даже не сущее мы воображаем положительно как сущее. Ибо душа, рассматриваемая сама по себе как мыслящая вещь, не имеет большей силы для утверждения, чем для отрицания.


* * *


      Деление сущего на действительное и мысленное ложно.


* * *


      Одно дело - исследование природы вещей, другое - исследование модусов, посредством которых мы воспринимаем вещи.


* * *


      Возможное и случайное не являются состояниями вещей... Возможное и случайное - лишь недостатки нашего разума.


* * *


      А так как ни для одной вещи нет более необходимой причины существования, чем решение Бога, то, следовательно, во всех сотворенных вещах от вечности была необходимость их существования. Их также нельзя назвать случайными потому, что Бог мог решить это иначе; ибо в вечности нет понятий "когда", "перед" или "после" или другого определения времени, и отсюда следует, что Бог не существовал до этих решений так, чтобы мог решить это иначе.


* * *


      Ибо, обращая внимание на свою природу, можно ясно и отчетливо понять, что мы свободны в своих действиях и что мы многое обдумываем только потому, что мы хотим этого.


* * *


      ...время не состояние вещей, но только модус мышления...


* * *


      Но поскольку слова сначала находятся толпой, а затем употребляются философами, тому, кто ищет первое значение слова, надлежит знать, что это слово обозначалось сначала у толпы; особенно, когда нет других оснований, которые могли бы быть заимствованы из природы языка для исследования этого смысла.


* * *


      Истинное не есть трансцендентальный термин.


* * *


      Достоверность не находится в вещах.


* * *


      Это бесконечное существование я называю вечностью; она может быть приписана лишь Богу, но ни одной сотворенной вещи, даже когда ее длительность с обеих сторон лишена конца.


* * *


      ...в материи нет ничего, кроме механических соединений и операций.


* * *


      ...под жизнью мы разумеем силу, посредством которой вещи сохраняются в своем бытии.


* * *


      Отсюда следует, что Бог никогда не имел разума в возможности и что он ничего не выводит путем расчета.


* * *


      Мне небезызвестно слово (а именно личность), употребляемое теологами для объяснения этого предмета. Но хотя мы и знаем слово, мы не знаем его значения и не можем себе составить о нем ясное и отчетливое понятие; хотя мы могли бы твердо верить, что в блаженном лицезрении Бога, обещанном верным, Бог откроет это сам.


* * *


      Если бы наказывались только те, о которых мы думаем, что они грешат добровольно, то зачем люди стараются истреблять ядовитых змей? Ведь они также грешат по своей природе и не могут иначе.


* * *


      Писание не учит ничему, что противоречит естественному свету.


* * *


      Кто же вообразит, что длительность и время предшествовали сотворенным вещам, тот подвержен тому же предрассудку, какой свойственен тем, которые воображают пространство вне материи, как это явствует само собою.








 



 

* Эта страничка размещена на сайте Игоря Якушко. Подробности ниже:

[Главная страница]  [Библиотека Цитат]  [Литературная Коллекция] 
[Проза]  [Стихи]  [Об авторе сайта]  [Новости]  [Гостевая книга]